Отчет о прибылях и убытках (P&L)

Прибыль и убытки, P&L, операционная прибыль, чистая прибыль, рентабельность

Отчет о прибылях и убытках показывает, сколько зарабатывает бизнес и зарабатывает ли вообще.

Отчет находится в разделе Отчеты > Отчет о прибылях и убытках (P&L):

отчет о прибылях и убытках

Зачем нужен отчет P&L

Покажем на примере. Компания «Ивент Продакшн» занимается ремонтом коммерческих объектов. В компанию поступил заказ на ремонт магазина «У дома» на 2 000 000 рублей. В апреле компании заключили договор на выполнение работы в течение двух месяцев. По договору магазин вносит предоплату в 300 000 рублей, а оставшуюся часть — через 20 дней после приемки объекта.

Компания создает заказ, магазин вносит предоплату 300 000 рублей. В этот момент у компании возникли обязательства выполнить услугу на эту сумму.

обязательства компании

Когда закончится ремонт, обязательства «Ивент Продакшн» исчезнут. Магазин «У дома» примет ремонт и подпишет акты — у него возникнут обязательства оплатить остаток. «Ивент продакшн» создает отгрузку, а в отчете появляется прибыль. Подробнее про обязательства читайте в отдельной статье.

Доходы, аренда офиса, налоги, логистика, ФОТ, закупка расходных материалов и прочие расходы — это все операционная деятельность. В расходах и доходах с отсроченными платежами, обязательствами, сроками исполнения обязательств можно запутаться и не понять где компания зарабатывает, а где теряет. Для этого и нужен отчет P&L, чтобы видеть прибыль и убытки.

Из чего состоит отчет P&L

из чего состоит отчет о прибылях и убытках

Отчет P&L состоит из нескольких частей: выручка, расходы, операционная прибыль, рентабельность. Налоги и вывод денег также показаны, но они не влияют на показатель операционной прибыли. Операционная прибыль — главное, на что нужно смотреть в отчете P&L.

Выручка по заказам

Строится на основе отгрузок в заказах. Когда мы отгрузили клиенту товар/услугу возникает выручка. Даже если деньги пришли раньше или позже, выручка все равно считается на момент отгрузки.

Поэтому дата начисления у операции, привязанной к заказу — недоступна для редактирования.

Прочая выручка

Строится по операциям прихода в операционной деятельности. Дата начисления у таких операций отвечает за то, в какой месяц отчета P&L попадет эта выручка.

Расходы по заказам

Операционные расходы, привязанные к заказам.

Расходы

Остальные операционные расходы, не привязанные к заказам. Делятся по статьям: офис, аренда, зарплаты.

операционные расходы, не привязанные к заказам

Операционная прибыль

Разница между выручкой и расходами. На операционную прибыль не влияют налоги и вывод денег.

Рентабельность

Отношение прибыли к выручке в процентах.

Налог на доход

Строка, в которой показываются все деньги, что ушли на налоги или пошлины.

налоги в отчете P&L

Дата начисления регулирует в какой месяц попадает операция уплаты налога. Налоги не влияют на операционную прибыль.

Амортизация

Амортизация основных средств.

Чистая прибыль

Прибыль за вычетом налогов и амортизации.

Вывод денег

Чистая прибыль, которую вывели из бизнеса, например, дивиденды. Также как с налогами и зарплатами, дата начисления определяет в какой месяц отчета P&L попадает операция вывода денег.

Отчет строится по дате начисления

Например, зарплата за апрель выплачивается в мае, но в операционных расходах считается за апрель. За это отвечает дата начисления в операциях:

дата начисления в отчете о прибылях и убытках

В отчете P&L эта сумма будет отображаться в расходах за май: 

 

Исключение: операции, привязанные к заказу. Поскольку выручка по заказам строится на основе отгрузок, у операций, привязанным к заказам, дата начисления недоступна для редактирования.

Детализация сумм отчета

Чтобы посмотреть из чего сложилась определенная сумма отчета, нажмите на ячейку с этой суммой — появится всплывающее окно с детализацией:

детализация в отчете

Параметры отчета

параметры отчета о прибылях и убытках

  • Без НДС — не показывать в отчёте налог НДС.

  • Показывать в базовой валюте — показывать все суммы в базовой валюте бизнеса по текущему курсу.

  • Учитывать плановые — учитывать плановые операции. Плановые будут суммироваться с остальными операциями в отчете.

Группировка по статьям и по проектам

Расходы и выручку можно сортировать по статьям и по проектам.

По статьям — все расходы и выручка показываются суммарно по месяцам.

группировка расходов и выручки по статьям

По проектам — расходы и выручка группируются по проектам.

группировка расходов и выручки по проектам


👆 На этом пока всё