Отчет о прибылях и убытках показывает, сколько зарабатывает бизнес и зарабатывает ли вообще.

Покажем на примере. Компания «Ивент Продакшн» занимается ремонтом коммерческих объектов. В компанию поступил заказ на ремонт магазина «У дома» на 2 000 000 рублей. В апреле компании заключили договор на выполнение работы в течение двух месяцев. По договору магазин вносит предоплату в 300 000 рублей, а оставшуюся часть — через 20 дней после приемки объекта.

Компания создает заказ, магазин вносит предоплату 300 000 рублей. В этот момент у компании возникли обязательства выполнить услугу на эту сумму.

Когда закончится ремонт, обязательства «Ивент Продакшн» исчезнут. Магазин «У дома» примет ремонт и подпишет акты — у него возникнут обязательства оплатить остаток. «Ивент продакшн» создает отгрузку, а в отчете появляется прибыль. Подробнее про обязательства читайте в отдельной статье.

Доходы, аренда офиса, налоги, логистика, ФОТ, закупка расходных материалов и прочие расходы — это все операционная деятельность. В расходах и доходах с отсроченными платежами, обязательствами, сроками исполнения обязательств можно запутаться и не понять где компания зарабатывает, а где теряет. Для этого и нужен отчет P&L, чтобы видеть прибыль и убытки.

Из чего состоит отчет

Для начала зайдем в отчет. Перейдите в «Отчеты» и выберите «Отчет о прибылях и убытках по проектам (P&L)»

Отчет выглядит так.

Он состоит из нескольких частей: выручка, расходы, операционная прибыль, рентабельность. Налоги и вывод денег также показаны, но они не влияют на показатель операционной прибыли. Операционная прибыль — главное, на что нужно смотреть в отчете P&L.

Выручка

Делится на две части: по заказам и по деньгам, которые не привязаны к заказам.

Выручка по заказам строится на основе отгрузок. Когда мы отгрузили клиенту товар/услугу возникает выручка. Отгрузку вы создаете в момент реализации услуги, например, после подписания акта-приемки. «Ивент Продакшн» отгрузил услугу, а в отчете появилась выручка в 2 000 000 — она возникает на момент отгрузки. Даже если деньги пришли раньше или позже, выручка все равно считается на момент отгрузки. Поэтому дата начисления у операции, привязанной к заказу, будет недоступна для редактирования.

Выручка без заказов строится по операциям прихода в операционной деятельности. Дата начисления у таких операций уже доступна и отвечает за то, в какой месяц отчета P&L попадет эта выручка.

Операционные расходы

Делятся по статьям: офис, аренда, зарплаты.

В «Ивент Продакшн» работает бригада штукатуров, маляров, плиточников, бухгалтер и водитель. Они выполняют работу и получают зарплату каждый месяц, независимо от того — оплатил магазин ремонт или нет.

Зарплата за апрель выплачивается в мае, но в операционных расходах считается за апрель. За это отвечает дата начисления:

В отчете P&L эта сумма будет отображаться в расходах за май: 

Чтобы посмотреть подробнее, нажмите на сумму в «ФОТ» за интересующий месяц — появится всплывающее окно с детализацией.

Операционная прибыль

Разница между выручкой и расходами.

На операционную прибыль не влияют налоги и вывод денег, только расходы и выручка.

Рентабельность

Отношение прибыли к выручке в процентах.

Налоги и пошлины

Строка, в которой показываются все деньги, что ушли на налоги или пошлины.

Дата начисления регулирует в какой месяц попадает операция уплаты налога. Налоги и пошлины не влияют на операционную прибыль.

Вывод денег

Здесь указывается чистая прибыль, которую вывели из фирмы, например, дивиденды. Также как с налогами и зарплатами, дата начисления влияет на то, в какой месяц отчета P&L попадает операция вывода денег.

Группировка по статьям и по проектам

Расходы и выручку можно сортировать по статьям и по проектам.

По статьям — все расходы и выручка показываются суммарно по месяцам.

По проектам — расходы и выручка группируются по проектам.

Вы нашли ответ?